Как помочь ребенку с СДВГ хорошо учиться и не потерять интерес к школе? Причины возникновения СДВГ у ребенка

Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз» Виктория Ефимова рассказала о важности двигательной активности для преодоления школьных трудностей у ребенка с СДВГ.

Как помочь ребенку с СДВГ хорошо учиться и не потерять интерес к школе? Причины возникновения СДВГ у ребенка

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания или СДВГ – это диагноз, который устанавливается исключительно на основе особенностей поведения ребенка. Эти особенности должны проявляться в разных ситуациях и сохраняться длительное время. Достаточно часто СДВГ сопровождается трудностями в обучении, кроме того, такие дети мешают другим ученикам в классе или в группе детского сада. Что можно сделать в такой ситуации?

Причины возникновения СДВГ

Для того чтобы ответить на этот вопрос важно понять, что заставляет ребенка быть импульсивным и гиперактивным, почему он не может сидеть спокойно и пропускает мимо ушей слова учителей и родителей. Таких детей становится все больше, а однозначного ответа на эти вопросы до сих пор нет. В мире проводится огромное количество исследований причин СДВГ, но результаты спорные.

Одна из самых распространенных теорий в США и Европе о том, что СДВГ – это результат химического дисбаланса в мозге. Поэтому детям там принято давать таблетки, которые делают их спокойнее. Здесь есть несколько слабых мест:

  • У всех этих препаратов есть побочные эффекты. Они могут негативно влиять на рост и аппетит детей, нарушать работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем, быть причиной возникновения тиков.
  • Не развивается саморегуляция – как только таблетка перестает действовать, ребенок перестает контролировать свое поведение. У детей возникает зависимость от препаратов.
  • Нет какой-либо доступной лабораторной диагностики, которая бы подтвердила, что у ребенка действительно имеется химический дисбаланс в мозге.
  • К счастью, в нашей стране эти препараты не используются. Но можно ли как-то иначе помочь ребенку с СДВГ?

    Иногда СДВГ называют «зонтичным термином», потому что за этой аббревиатурой прячется не одно нарушение, а целый букет неврологических синдромов. Поэтому важно находить объективные способы выявления этих синдромов – с помощью медицинских диагностических приборов.

    Один из таких синдромов, который выявляется более чем у 80% детей с СДВГ – дисфункция в работе вестибулярной системы. Она заключается в том, что чувствительность вестибулярной системы снижена, а это, во-первых, приводит к невнимательности, во-вторых, заставляет ребенка непрерывно двигаться. Постоянная двигательная активность необходима для того, чтобы поддерживать определенный уровень активации нервной системы. Другими словами: если заставить такого ребенка сидеть неподвижно, блокируется его способность думать и учиться. Именно поэтому педагогические подходы, направленные на то, чтобы научить гиперактивных детей сидеть спокойно, редко приводят к успеху.

    Как быть с таким ребенком в школе?

    Но что же делать, ведь нельзя допустить ситуацию, когда кто-то из учеников бегает и прыгает во время урока?

    Мозг ребенка может изменяться в ответ на ежедневный опыт. Сниженная чувствительность вестибулярной системы может быть временным состоянием, если мы создадим условия для ее регулярной активации. Двигательная активность здесь может быть более эффективна, чем таблетки. Если ребенок получает вестибулярную стимуляцию утром до уроков, это на 2 – 2,5 часа увеличивает его способность к саморегуляции.

    Вестибулярный аппарат реагирует на быстрые изменения положения головы, поэтому в качестве вестибулярной стимуляции можно использовать следующие виды активности:

  • Быстрая ходьба
  • Бег
  • Прыжки
  • Приседания
  • Качели
  • Горка
  • Упражнения на пресс, когда ребенок поднимает верхнюю часть туловища из положения лежа
  • Батут
  • Подпрыгивание на большом гимнастическом мяче
  • Когда ребенок выполняет все эти активные движения, его мышцы и суставы интенсивно работают. Это тоже очень важно в случае СДВГ, так как активируется проприоцептивная (мышечно-суставная) система. Это помогает собраться, стать сосредоточенным и максимально работоспособным.

    Как помочь ребенку с СДВГ хорошо учиться и не потерять интерес к школе? Причины возникновения СДВГ у ребенка

    Итак, вместо того, чтобы давать ребенку «тормозящие» таблетки и заставлять его учиться сидеть, мы предлагаем нагрузить его интенсивной физической активностью, как минимум три раза в день:

  • до уроков
  • на большой перемене
  • днем перед выполнением домашнего задания
  • Исследования, которые показывают, что двигательная активность может стать заменой нейролептикам и антидепрессантам проводятся в тех странах, где не увлекаются фармокологическим лечением СДВГ.

    Так в Швеции было проведено исследование: школьники с СДВГ в течение 2-х месяцев играли 40 минут на детской площадке перед уроками. Проявления гиперактивности, импульсивности и агрессивности у них резко снизились по сравнению со второй группой школьников с СДВГ, у которой не было таких игр.

    Для нормального функционирования и развития мозга ребенка необходимо, чтобы он играл в подвижные игры не менее 3-х часов в день. В наши дни многие родители уверены, что это невыполнимая задача, но есть те, кто уже убедился, что такой подход работает. Что выберите вы для своего ребенка с СДВГ: таблетки или подвижные игры?

    Полезные книги

    Эти книги помогут вам лучше понять ребенка с СДВГ:

  • Книга «Мошенничество под названием СДВГ», Фред Боман — о побочных эффектах таблеток и о диагнозе;
  • Книга «Беги, мозг, беги», Андерс Хансен — о пользе движения и эксперимент со школьниками в Швеции;
  • Книга «Гравитация — забытое зерно развития ребёнка» Мелоди де Ягер, Олег Ефимов, Виктория Ефимова — о вестибулярных нарушениях и игры для коррекции.
  • Источник

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Xpets.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: